Из высказываний сподвижников Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Какое небо покроет меня и какая земля понесёт меня, если я скажу об (аятах) Книги Аллаха безо всяких знаний?!». См. ( «Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», 2/113). Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Знание заключается в трёх вещах: в „говорящем“ Коране, предшествующей Сунне и словах «я не знаю». См. ( «Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», 2/54). Из проявлений понимания религии — умение задавать хорошие вопросы. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Если человек спрашивает меня о каком-то вопросе, я непременно узнаю, есть ли у него понимание или нет? (факих он или нет?)». См. ( «Джами баян аль-ильм ва фадлих», 1/227). Абдуллах ибн Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, ответил одному человеку, который спросил его о джихаде: «Начни со своей души, и борись против неё, начни со своей души, и сражайся с ней!». См. ( «Нур аль-иктибас», стр. 195). Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине люди говорят хорошие слова, и тот, чьи слова соответствуют его делам, — именно такой человек достигнет успеха. А тот, чьи слова не соответствуют его делам — именно такой человек заслуживает упрека» ( «Сафват ас-сафва», 1/189). Ибн Масуд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что вам не нравится в единстве, лучше того, что вам нравится в разобщении» ( «аш-Шариа», стр. 19). Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Никто не рождается знающим, ведь знания приобретаются лишь через изучение» ( «аз-Зухд», имама Ахмада, стр. 905). Справедливость — мерило существования народов Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У людей будет все хорошо, пока они получают знания от сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и от старших из них (в знаниях и достоинствах), но если они станут получать знания от младших из них, то погибнут» ( «аз-Зухд», Ибн аль-Мубарак, 815). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб-мусульманин обратится с мольбой за своего брата втайне, то ангел непременно скажет: „И тебе того же!“ ( «Сахих Муслим», 2732). Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Праведное дело — это действие, за которое ты хочешь похвалы лишь от Аллаха» ( «Мавсуат Ибн Абу ад-Дуньи», 1/174). Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда человек совершает грех, на его сердце появляется темная точка, затем он совершает еще один грех и появляется другая точка, и так, пока его сердце не становится цветом серой овцы» ( «Мусаннаф Ибн Абу Шейба», 30958). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха и справедливо относитесь к вашим детям!» ( «Сахих аль-джамиа», стр. 107). Абдулах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Все пороки верующего скрываются, кроме предательства и лжи». См. ( «Мусаннаф Ибн Абу Шейбы», 26116). Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, сказал: «Для меня любимей глотать соль в единой общине, чем есть пастилу в разобщении». См. ( «Шуаб аль-иман», 25/10). Хузейфа ибн аль-Яман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, если человек отходит на пядь от единой общины, он непременно отходит от Ислама». См. ( «аль-Хилья», 1/280). Жена Абдуллаха ибн Масуда сказала ему: «Надень на меня покрывало», а он ответил ей: «Достаточно тебе покрывала, которым покрыл тебя Аллах, свят Он и велик, им является твой дом». См. ( «Ислях аль-маль», Ибн Абу ад-Дунья, 192). Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из признаков Судного часа выявление непристойности и разврата, безнравственности и плохого отношения к соседям». См. ( «Мусаннаф Ибн Абу Шейбы», 37548). Ибн Аббас, да будет доволен им его отцом Аллах, сказал: «Если ты хочешь упомянуть пороки своего товарища, то вспомни свои недостатки». См. ( «аз-Зухд», имам Ахмад, стр. 154). Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Возможно, позволяющий своей душе разные роскоши на самом деле крайне унижает её. И возможно, очищающий свою одежду загрязняет свою веру». См. (книга Ибн аль-Мубарака «ар-Ракаик», 637). Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Приобретайте знания до того, как они исчезнут. Ведь вместе с ученым исчезают знания. Причем знающий и обучающийся — одинаковы в награде». См. ( «аз-Зухд», Вакиа, стр. 520).